Как осуществляется начисление платы за услуги по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов (ТБО)? Можно ли отказаться от заключения договора с ЖКХ на вывоз ТБО? |
|
В соответствии с перечнем основных жилищно-коммунальных услуг услуга по вывозу и обезвреживанию твёрдых бытовых отходов является основной и оказывается населению в обязательном порядке. Лишить такой услуги своего абонента ЖКХ может только в том случае, если не в состоянии оказать данную услугу ввиду отсутствия технических средств. Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее – Закон) предусматривает обязательность заключения договора на оказание основных жилищно-коммунальных услуг не только для исполнителя, но и при определенных условиях – для потребителя. Согласно абзацу второму части второй статьи 18 Закона, потребитель обязан заключить договор на оказание основных жилищно-коммунальных услуг. Обязанности и ответственность граждан по обращению с коммунальными отходами прописаны также в Конституции Республики Беларусь. Статья 55 Основного закона страны гласит: «Охрана природной среды – долг каждого». Граждане обязаны раздельно собирать отходы и выбрасывать их только в санкционированных местах! Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 года «Об обращении с отходами» является основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения по обращению с отходами. В соответствии с этим законом каждый гражданин нашей страны обязан проводить раздельный сбор отходов. Все коммунальные отходы, образующиеся на территориях населённых пунктов, подлежат сбору и удалению в санкционированных местах хранения и захоронения отходов. Несанкционированное размещение отходов, самовольное их захоронение запрещены. В Жилищном кодексе Республики Беларусь чётко прописана обязанность собственников жилфонда (в том числе и частного сектора) по заключению договоров на вывоз твёрдых бытовых отходов с организацией, оказывающей такие услуги. Определён порядок оплаты за оказание услуги – не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным. Плата за вывоз ТБО исчисляется на основании норм (нормативов) потребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами, а также тарифов на коммунальные услуги в соответствии с законодательными актами. Таким образом, согласно п. 5 статьи 29 главы 6 Жилищного кодекса Республики Беларусь отказ от заключения договора с ЖКХ на вывоз бытовых отходов не является причиной неоказания этой услуги и не освобождает собственников жилого фонда от внесения платы за оказанные услуги. Начисление платежей за вывоз и обезвреживание ТБО производится из расчёта на каждого зарегистрированного. Если кто-либо из членов семьи проживает не по месту постоянной регистрации, в ЖКХ необходимо представить подтверждающий документ: для учащихся на дневном отделении – справку с места учёбы, для проходящих службу в армии – справку из военкомата, при проживании на съёмной квартире – договор аренды, при нахождении в лечебном учреждении – справку, подтверждающую это. При временном отсутствии проживающего по месту регистрации необходимо написать заявление для начисления платежей по месту временного проживания. Применяются льготы по оплате услуги: 50 процентов для инвалидов 1-й и 2-й групп – собственников жилого помещения, ветеранов Великой Отечественной войны. В связи с изложенным в случаях отказа частных домовладельцев заключить договора на оказание услуги по вывозу и обезвреживанию твердых бытовых отходов организация жилищно-коммунального хозяйства будет вынуждено обратиться в суд с соответствующим исковым требованием. |
|
Можно ли отказаться от услуг ЖКХ по уборке подъездов? |
|
Согласно п. 1.5 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 535 "О предоставлении жилищно-коммунальных услуг" потребители, которым принадлежат и (или) которые занимают жилые и (или) нежилые помещения, расположенные в подъезде многоквартирного жилого дома, имеют право отказаться от услуги по санитарному содержанию вспомогательных помещений жилого дома, за исключением услуг по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, путем заключения дополнительного соглашения к соответствующему договору и принять решение об осуществлении ими самостоятельного санитарного содержания вспомогательных помещений многоквартирного жилого дома. Принятие решения осуществляется единогласно потребителями и оформляется протоколом собрания потребителей либо протоколом письменного опроса. Для целей Указа № 535 под потребителями понимаются собственники жилого и (или) нежилого помещения, наниматели, поднаниматели жилого помещения, арендаторы жилого помещения, члены организации застройщиков, дольщики, заключившие договор, предусматривающий передачу им во владение и пользование объекта долевого строительства. |
|
По какому принципу формируются планы по текущему ремонту жилищного фонда? Какие работы могут быть выполнены при текущем ремонте? | |
Текущий ремонт зданий и сооружений - ремонт, который производится с целью предотвращения дальнейшего интенсивного износа, восстановления исправности и устранения повреждений конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений. Перечень основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте зданий и сооружений, определяется согласно СНБ 1.04.02-02 Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Выполнение работ по текущему ремонту производится на основании годовых планов текущего ремонта жилищного фонда. Годовые планы текущего ремонта жилищного фонда формируются жилищными организациями по результатам плановых (общих и частичных) и внеплановых (внеочередных) технических осмотров жилищного фонда, проводимых в соответствии с требованиями СНБ 1.04.01-04 Здания и сооружения. Основные требования к техническому состоянию и обслуживанию строительных конструкций и инженерных систем, оценке их пригодности к эксплуатации, а также по результатам обращений граждан. Исходными данными для проведения текущего ремонта жилищного фонда являются: техническое состояние конструктивных элементов и инженерного оборудования; срок службы конструктивных элементов; периодичность проведения текущего ремонта; нормы продолжительности ремонта жилищного фонда; наличие финансовых средств. Текущий ремонт жилищного фонда может выполняться силами жилищно-эксплуатационных организаций или подрядным способом. Годовой план представляет по объектный список жилых домов с указанием состава ремонтных работ и сроков их проведения, стоимости текущего ремонта. Годовые планы текущего ремонта корректируются по результатам весеннего осмотра жилищного фонда, в случае появления дополнительных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и с учетом поступления обращений граждан по вопросам текущего ремонта жилищного фонда. Работы по текущему ремонту: кровель, включая ремонт водоотводящих устройств; стыков стеновых панелей; фасадов, включая ремонт балконов; утепления ограждающих конструкций; отдельных участков трубопроводов, инженерных систем (отопление, водопровод, канализация и др.); ремонт участков тротуаров, проездов, дорожек и площадок, ремонт оборудования хозяйственных, детских игровых, спортивных площадок, скамеек финансируются за счет средств местных бюджетов по статье расходов "Текущий ремонт жилищного фонда". |
|
По какому принципу формируются планы по капитальному ремонту жилищного фонда? Какие работы могут быть выполнены при текущем ремонте и за чей счет? | |
Финансирование капитального ремонта осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств от внесения собственниками, нанимателями жилых помещений и членами организации застройщиков платы за капитальный ремонт, а также иных источников финансирования, не запрещенных законодательством. Проведение капитального ремонта жилых домов, их конструктивных элементов, инженерных систем осуществляется на основании перспективных (на пять лет) программ и текущих (на один год) графиков. Перспективные программы и текущие графики капитального ремонта утверждаются районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе и до 1 февраля текущего года публикуются в средствах массовой информации. Необходимость проведения капитального ремонта жилых домов и включения их в перспективные программы и текущие графики определяется на основании: технического состояния жилого дома в целом, а также его конструктивных элементов, инженерных систем. Техническое состояние жилого дома определяется организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, на основании проводимого в соответствии с законодательством его обследования; срока службы жилого дома в целом, а также его конструктивных элементов, инженерных систем; архитектурно-планировочных качеств жилого дома и уровня его благоустройства; генерального плана жилой застройки (улиц, кварталов, микрорайонов), в которой расположен жилой дом; правил и норм технической эксплуатации жилых домов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами. Перспективные программы и текущие графики капитального ремонта разрабатываются районным, городским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе на основании предложений заказчиков по формам, утверждаемым Министерством жилищно-коммунального хозяйства. При этом текущие графики составляются с учетом имеющихся финансовых, материальных ресурсов для проведения капитального ремонта, которые в первую очередь направляются на завершение работ по капитальному ремонту переходящих объектов. В случае необходимости перспективная программа капитального ремонта ежегодно уточняется с учетом фактического выполнения текущего графика капитального ремонта истекшего года. Средства местных бюджетов, предусмотренные на капитальный ремонт, и средства от внесения собственниками, нанимателями жилых помещений и членами организации застройщиков платы за капитальный ремонт направляются на работы по: разработке предпроектной (прединвестиционной) и проектной документации, проведению государственной экспертизы проектной документации, ведению авторского и технического надзора, выполнению изыскательских работ; обследованию жилых домов, а также их конструктивных элементов, инженерных систем специализированной организацией при проведении оценки технического состояния жилого дома в соответствии с законодательством; ремонту и замене внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, противодымной защиты, установок противопожарной автоматики, а также канализационных выпусков в соответствии с границами балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственностью сторон; ремонту и замене инженерного оборудования, обеспечивающего потребление коммунальных услуг, а также установке теплообменников и систем автоматического регулирования тепловой энергии (за исключением приборов индивидуального учета расхода газа, воды, тепловой и электрической энергии (в том числе находящихся во вспомогательных помещениях); ремонту крыши, в том числе переустройству совмещенных крыш под чердачные, с повышением при необходимости сопротивления теплопередаче промерзающих конструкций покрытий (перекрытий технических этажей) до установленного техническими нормативными правовыми актами для капитального ремонта зданий нормативного уровня, устройству выходов на кровлю; ремонту фасадов с устранением сырости и продуваемости отдельных их фрагментов (без доведения сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций до нормативного значения); замене заполнений оконных и входных дверных проемов, расположенных во вспомогательных помещениях; ремонту и восстановлению несущей способности конструктивных элементов, в том числе балконов и лоджий, замене ограждений балконов и лоджий; устройству и замене козырьков над входами в подъезды, подвалы и над балконами верхних этажей; ремонту фундамента, восстановлению отмостки; устройству систем уравнивания потенциалов и молниезащиты; установке сигнализаторов обнаружения угарного газа; восстановлению придомового благоустройства и озеленения, отделки вспомогательных, жилых и (или) подсобных помещений жилых домов, нарушенных при производстве работ по капитальному ремонту. |